Средняя школа № 140 Металлургического района г. Челябинска была открыта в августе 1962 г. В 1995 году школа получила статус юридического лица. С 1992 г. наряду с общеобразовательными в школе действуют классы, обучающиеся по учебному плану вечерней (сменной) общеобразовательной школы.
С середины 1990х гг. в школе наметилась негативная тенденция сокращения численности обучающихся очных классов, вызванная как объективными (сокращение количества детей в микрорайоне, открытие по соседству школы-новостройки № 73), так и субъективными причинами (пассивность руководства школы, неудовлетворенность родителей уровнем оказываемых школой образовательных услуг, ярко выраженный авторитарный стиль руководства школой).
С начала 2000х гг. администрацией школы был взят курс на свертывание сети очных классов с целью перевода школы в режим вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения.
С 2003 г. прекратился набор в 1й класс, перестали набирать учащихся и в 10й класс. Это сопровождалось отсутствием каких-либо действий администрации по расширению образовательных услуг, изменению имиджа школы. В окружающем социуме утвердилось убеждение о скором закрытии школы. В очередной раз школа стала терять учащихся, которых родители стали переводить в другие учебные заведения. Исчезли целые классы, например, 6 класс в 2003 г., потеряв более половины обучающихся был расформирован, оставшиеся ученики перешли в соседнюю школу. Школа приобрела запущенный, неприглядный вид даже внешне.
В 2005 г. изучив мнение родителей учащихся школы, проведя анализ существующего социального заказа на услуги школы, администрация школы приняла решение бороться за сохранение учебного заведения. После двухлетнего перерыва был вновь произведен набор в 1 класс (19 учащихся), в 2006 году в 1 класс было зачислено уже 22 ребенка. Произвести набор учащихся в 10 класс очного обучения пока не удалось. Репутация школы в окружающем социуме была сильно испорчена, в педагогическом коллективе стала преобладать инертная, «серая» масса. Резко изменить ситуацию к лучшему оказалось невозможно. Необходимо было бороться за каждого ученика, каждого родителя, выстроить новую педагогическую стратегию.
Переход муниципальной системы образования на нормативное финансирование подтвердил верность избранной стратегии. Самостоятельная вечерняя школа не сможет нормально функционировать в условиях нормативного финансирования, так как норматив на одного учащегося - вечерника на 40% ниже, чем на учащегося дневной школы. Вечернее образование, возможно, сохранить только при существовании развитой системы дневных классов.
В 2006 г. администрация школы пришла к осознанию необходимости выстраивания собственной образовательной политики (создания образовательной программы школы и программы информатизации).
Школа №140 расположена на окраине Металлургического района г. Челябинска в п. Першино. Основная часть населения микрорайона школы - люди с невысоким социальным статусом. Значительна цыганская община, преобладает «частный сектор». Эти факторы можно отнести исключительно к негативным. В то же время, население поселка Першино - особая социальная среда, на формирование которой оказала существенное влияние и отдаленность микрорайона от основных транспортных коммуникаций города и отсутствие учреждений культуры и социально - досуговой сферы, особенности жизненного уклада частных домовладельцев. Школа в этих условиях - центр притяжения для подростков, не имеющих возможности организовать свой досуг по-иному, со всеми положительными и отрицательными последствиями такой «популярности» для учебного заведения. Естественными преимуществами школы является также то, что школа № 140 осталась в Металлургическом районе единственным общеобразовательным учреждением, использующем в учебно-воспитательном процессе учебный план вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения. Подобная форма получения образования не потеряла своей популярности и в настоящее время. Можно констатировать даже возрастание интереса к вечерней форме получения образования с начала 2000-х годов, после оживления российской промышленности и роста занятости среди населения. Многие молодые люди, не завершившие в свое время среднее образование в общеобразовательных школах, крайне заинтересованы в вечерней форме получения образования как обязательного условия профессионального и карьерного роста на предприятиях и в учреждениях города.
В управлении школой превалирует либеральный стиль руководства с элементами умеренного авторитаризма. Управленческий стиль диктуется особенностями педагогического коллектива - в своей массе инертного и тяжелого на подъем. В то же время администрация школы отдает себе отчет в том, что главным образовательным ресурсом школы являются люди, работники школы. Настойчивая требовательность к работникам школы, по нашему мнению, должна сочетаться с уважительным отношением к личности каждого сотрудника, заботой о его душевном равновесии.
Структура управления школой линейно-функциональная (схема - Приложение 1). Работа школы в течение учебного года регламентируется годовым планом работы (План работы школы) и планами работы отдельных специалистов и структурных подразделений. Согласование рабочих планов, их корректировка происходит на административных совещаниях (по плану директора школы).
Классы вечернего обучения (очное, заочное,индивидуальное).
Публичный доклад скачать